Храм иконы Божьей Матери Достойно Есть
Храм в честь иконы Божьей Матери Достойно Есть
Икона Божьей Матери Достойно Есть

О Храме

«Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Наш храм строится в честь иконы Божьей Матери "Достойно Есть" ("Милующая"), и мы хотим познакомить вас с историей этой удивительной иконы.

На Афоне в 10 веке, в 982 году, недалеко от Кареи в одной келье подвизался некий старец со своим послушником. В одну субботу, вечером старец отправился на всенощное бдение в монастырь, а послушник остался.

Ночью в келье раздался стук в дверь. Послушник открыл дверь и увидел на пороге неизвестного инока. Это не удивило его - на Афоне множество обителей, монастырей и келий, к тому же многие отшельники живут в горах. Послушник предложил иноку отдохнуть в келье.

Через некоторое время вместе с гостем они стали молиться и петь псалмы. Во время пения слов "Честнейшую Херувим", инок заметил, что в их местах эту песнь поют по-другому, добавляя перед этими словами "Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего". Инок произнес эти слова, и икона Божией Матери "Милующая", находящаяся там же в келье, внезапно засияла чудесным светом, а послушник вдруг ощутил ничем не передаваемую радость и умиление. Он сразу же попросил незнакомца записать эти чудесные слова, и незнакомец, назвавший себя смиренным Гавриилом, начертал эти слова перстом на каменной плите, а после сделался невидимым.

Послушник был потрясен от пережитого и стал дожидаться своего старца, чтобы обо всем ему рассказать. Когда старец вернулся со службы, он показал ему начертанные на плите слова и рассказал обо всем, что произошло. Духовно опытный старец сразу понял, что в келью к ним приходил никто иной, как Архангел Гавриил, чтобы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей матери.

Старец и послушник рассказали обо всем проту, а тот в свою очередь благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Камень с начертанными на нем словами молитвы отправили в Константинополь патриарху, как свидетельство случившегося чуда.

С тех пор икона, перед которой впервые в жизни была воспета эта молитва стала называться "Достойно Есть", а эта ангельская песнь поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или где живет хотя бы один православный христианин. Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и по сей день.

25 ноября 2014 года на месте строительства будущего Храма в честь иконы Божьей Матери "Достойно Есть" был установлен и освящен Крест.

5 января 2015 года состоялись малое освящение и первая литургия в небольшом вагончике, приспособленном под храм.

К концу 2015 года был построен и освящён временный каркасный деревянный храм, в котором богослужения совершаются до сих пор.

 

Всё это стало возможным, благодаря Божией помощи, трудам, молитвам и посильной помощи многих людей.

С ростом нашего жилого района растёт и наша община. И строительство капитального храма с каждым годом становится всё более необходимым.

Не мало сделано за эти годы, но ещё существенно больше предстоит сделать. Проект и строительство храма требуют немалых сил и средств, но мы верим и уповаем, что Господь благословит наш труд и прибавит Свою благодатную помощь.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Достойно Есть» будет построен по проекту «Моспроект-3», который включает в себя:

- Храм на 500 прихожан

- Дом причта с хозяйственным блоком

 

Архитектурное решение храма основано на псевдовизантийской традиции храмостроения. Здание трехчастное, четырехстолпное и одноабсидное. В плане храм представляет собой равносторонний греческий крест, вокруг которого формируется прямоугольник основного объема, фасады решены идентично, что создает ощущение цельности и законченности объема.

Храм увенчан пятью шлемовидными главами, из которых центральная выделяется более крупными пропорциями. Центральный купол размещен на круглом барабане, обрамленном рядом окон, зрительно создающим эффект воздушности и легкости купола, по сравнению с общим объемом храма. Малые главы представляют собой тип ротонды с открытой колоннадой. При этом в двух западных малых барабанах расположены звонницы.

На первом этаже расположены: алтарь и лестница, ведущая в ризницу, средняя часть храма с северным и южным приделами, притвор со свечной лавкой, входной тамбур и лестницей, ведущей на хоры, которые расположены на антресольном этаже.

В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные помещения, вентиляционная камера и электрощитовая.

По типовому проекту уже построены:

Более подробную информацию о будущем храме можно найти на сайте 200 храмов.

Если Вы хотите оказать посильную финансовую помощь в строительстве капитального храма в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть», то это можно сделать на страницах нашего сайта Реквизиты или Помощь храму.

Спаси Вас Господь!

Святыни храма

В нашем храме имеются частицы мощей святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского. Расположены по левую сторону от алтаря.

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН, ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Дни памяти: 19 июля, 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение и перенесение мощей), 23 ноября

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года.

В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников.

Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он "родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере". До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: "род черного священника Митрофана Сидоровского". Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674 - 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681 - 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. "Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: "вы есте свет миру" (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем".

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский.

В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: "Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией". Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед.

История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным.

Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины. Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память". Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание.

В нем говорится: "Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых". Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: "Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши". Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.

 

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Дни памяти: 19 июля, 13 августа (Преставление, второе обретение мощей)

Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества.

В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763–1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств.

Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся. Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767–1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!»

Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней.

Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление.

Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином. Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников.

В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами.

Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных примеров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».

(по материалам сайта http://pravoslavie.ru